Уральский государственный университет м. А. М. Горького,
Факультет искусствоведения и культурологии,
Центр современной культуры УрГУ
18 июня - 31 июля 2007 г.
представляют выставку уфимских фотохудожников
Женщина в городе
Тема выставки возникла у молодого скульптора Артема Зеленина (студента
Уфимской академии искусств им.З.Исмагилова) в ходе размышления над собственным
путем в искусстве. Изучая скульптурные изображения женщин прошлых эпох, он
задумался, как изменился женский образ в ХXI веке? Ведь современная женщина
представляется в первую очередь жительницей мегаполиса – активной,
целеустремленной, может быть даже излишне жесткой. Такой, какой ее делает
жизнь среди стекла и бетона. Те, кто не смог приспособиться к этой
цивилизации, оказываются выброшены за границы существования. Увидев
женщину-современницу через призму восприятия фотографов, то есть тех, кто
занимается искусством сегодняшнего дня, скульптор надеется найти ответы на
свои вопросы, обогатить собственный художественный язык.
Куратор выставки Кристина Абрамичева, студентка первого курса факультета
искусствоведения УрГУ, хотела представить на этой выставке уфимских
фотохудожников нескольких категорий:, художников, параллельно занимающихся
фотографией (Айрат Терегулов, Олег Шишкин, Лиана Нигаметзянова),
профессиональных фотографов (Вадим Надршин, Вадим Феоктистов) и поколение
начинающих глянцевых фотографов (Юлия Бочкарева, Маргарита Ишимбаева, Дина
Мухаметдинова) и тех, кого можно считать фотолюбителем (Павел Пазухин, Галия
Давлетбаева, Регина Юламанова, Алина Загидуллина). «Их взаимодействие в рамках
одного концепта, когда все находятся в равных условиях, стало для меня довольно
интересным экспериментом. В то же время екатеринбургский зритель по этой
выставке сможет получить в целом представление о наиболее активных участниках
уфимского фотосообщества. Экспозиция будет интересна и уфимцам прежде всего
тем, что активно участвуя в групповых выставках в России и зарубежом
поодиночке, уфимские фотографы достаточно редко представляют зрителям
объединенные выставки, которые давали бы возможность оценить общий уровень
развития фотографии в городе и возможности каждого из фотохудожников».
Суть проекта в его широкой прочитываемости для жителей самых разных российских
городов-мегаполисов. Проект в широком смысле должен выявить портрет типичной
горожанки. В то же время каждый город имеет неуловимый колорит и если типичная
уфимка будет почти неотличима от, скажем, жительницы Казани, то совсем
по-другому будет выглядеть петербурженка или новгородка. И эти тонкие, порой
неуловимые отличия во внешнем облике, поведении, движении женщины, обусловлены
внутренними ритмами, которые задает сам город. Почувствовать именно ритм своего
города, а не добиваться его внешней узнаваемости и является главной задачей
каждого из фотохудожников. После выставки в Екатеринбурге и Уфе проект
планируется к показу в Челябинске и других городах Урала и Поволжья, где к нему
в свою очередь присоединяться местные фотохудожники.
Уфимская часть фотопроекта, представляемая на выставке в Центре современной
культуры УрГУ, отчетливо делится на несколько тематических блоков. Чисто
художественная фотография, решающая больше пластические задачи, получилась у тех
участников, кто занимается живописью и графикой, фотографируя в рамках своего
художественного ремесла. Так, серия эстетских фотографий молодого художника
Олега Шишкина «Куда исчезла Лора Палмер?» построена на цитировании фильма
культового режиссера Дэвида Линча. Безжизненная девушка, завернутая в черный
пакет, возникает на фоне заброшенных городских окраин и в сюрреалистических
интерьерах. Загадочная, как и ее прототип, она выглядит жертвой урбанистического
мира… Серия работ известного художника-графика старшего поколения Айрата
Терегулова подчеркнуто графична – фигуры незнакомых женщин, снятых сверху,
являются точками, на которых держится композиция из чересполосиц серого
асфальта, белой заснеженной земли и желтых осенних листьев. Лиана Нигаметзянова,
занимающаяся живописью, выполнила серию фотографий в импрессионистском стиле, ее
молодые девушки сливаются с окружающим пространством, но при этом мы чувствуем и
стремительность движения велосипедистки, и летящую походку молодой горожанки, и
струящиеся складки одежды модниц.
Фотографы, постоянно работающие по профессии и в то же время активно
выставляющиеся в Уфе и за ее пределами, представили более жанровое,
местами даже социальное фото. Вадим Надршин, стипендиат программы «Десять
молодых фотографов России», проявил ясность мысли и четкое представление о
композиции. В его серии «Фрагменты» просматривается сюжетная линия о некой
городской девушке, живущей как множество россиянок нового поколения – она
умеет наслаждаться жизнью, имеет достаточно силы, чтобы ни от кого не
зависеть и чувствовать себя вполне самодостаточной. Вадим Феоктистов,
занимающийся съемкой на заказ, застал женщин врасплох на улицах Уфы. Там
они совсем не такие, чем когда позируют у него в мастерской: на их лицах
выражение явной заинтересованности молодых охотниц на мужчин или
утомленность пожилых дачниц. Тематически близки к этим двум фотографам и
три девушки, активно снимающие для клубов, показов мод и глянцевых
журналов: Юлии Бочкаревой, Маргариты Ишимбаевой и Дины Мухаметдиновой.
Героини их работ, которых легко представить на страницах журналов, хорошо
адаптированы в городе, но их практичность и современность нисколько не
мешают им быть романтичными и женственными, как на фотографии «Парящая»
или серии работ по впечатлениям от стихов Иосифа Бродского «…надцатого
мартабря…»
Явным лидером в разнородной группе фотолюбителей является Павел Пазухин, для
которого фотография – одна из граней его разностороннего творчества. Работы этого
автора близки к профессиональным - настолько они безупречны по композиции и
сюжету. Пять его минималистичных портретов четко фокусируют взгляд зрителя на
персонажах из самых разных слоев общества: от обычных подростков и ярких
представителей субкультур до городских бомжих. Галия Давлетбаева, выпускница
петербургских фотомастерских, не менее грамотно строит композицию и тонко
чувствует характер своего персонажа. Пристально вглядывается в героиню своей
серии и Регина Юламанова – это девушка Татьяна, занимающуяся уличными
перформансами. Серия фотографий показывает нам красоту и органичность ее
экспрессивных танцев в переходах. Алину Загидуллину интересует все необычное в –
ее фотография не сюжетна, автор старается преобразить реальность любым способом:
изменением цветового режима настолько, что кадр кажется сделанным в далекие
восьмидесятые, дроблением изображения, коллажной композицией. Ее слова наиболее
верно отражают направленность всей выставки уфимских фотохудожников: «Двадцатый
век превратил прекрасную половину человечества из домохозяек в целеустремленных,
независимых женщин, - считает Алина. - В веке нынешнем женщине уже не нужно
ничего доказывать и она может быть теперь такой, какой пожелает – хрупкой или
сильной, романтичной или реалисткой, сумасбродной или серьезной – разрушая
многовековые стереотипы и новомодные стандарты».
Открытие выставки состоится 18 июня в 17.00 в выставочном зале УрГУ (ул. Ленина, 51, 4 этаж).
Вход свободный. Время работы: 10.00-18.00. Выходной: воскресенье.
Контактный телефон: 350 74 49