Ярику, его памяти посвящается.

Тин-вистл


Тин-вистл(tin-whistle), или, как его еще называют, пенни-вистл (penny-whistle), это маленькая флейта с красивым (а бывает, и не очень) звуком и простым диатоническим звукорядом. Звук у нее высокий, иногда похожий на свист, что понятно уже из названия. В ее конструкции нет каких-либо особенных, оригинальных ходов - устроена она просто и немногим отличается от дудочек, которые так или иначе известны практически всем народам мира с незапамятных времен. Про незапамятные времена - это не для красивого словца сказано. В Андах, например, существует флейточка "pincollo" ("пинкОйо"), практически ничем (1) не отличающаяся от вистла. Так вот, pincollo не был придуман в Южной Америке. Его далекий предок был принесен в Америку много тысяч лет назад во времена ее заселения и выглядел он как костяной свисток с двумя-тремя отверстиями для высвистывания разных по высоте звуков. У некоторых североамериканских индейцев он так и просуществовал и остался до сих пор как ритуальный музыкальный инструмент, причем не конкурируя с флейтой, которая в Северной Америке была также распространена, но имела оригинальную (то есть не заимствованную у европейцев) и несколько усложненную конструкцию, придуманную, вероятно, уже в Северной Америке после переселения в неё предков индейцев.(2) На подобных флейтах и сейчас играют некоторые индейские музыканты (Карлос Накаи, Кевин Лок - самые известные из них. Карлос Накаи, например, предпочитает для игры Большой Каньон). Кстати, этот ритуальный свисток очень хорошо показывает отношение индейцев к истории. В то время как в Европе знания, память народа о своем прошлом постепенно переходит в разряд детских историй, страшилок, считалок и пр., в Америке эти знания сохранялись в виде обрядов. Вот свисток, не изменившийся за последние 15 тысяч лет, с помощью которого обращались к духам во время определенных танцев, палатка для потения (inipi), используемая в обряде очищения, которая представляет из себя маленькое древнее жилище - все это примеры того, как память о "tiempos de los padres" ("временах отцов") живет с людьми и благодаря ей люди сохраняют связь с прошлым, помнят, откуда они пришли и знают куда идут и каково их место в этом мире. Конечно, говоря об этом, я имею в виду традиционное индейское общество до ХХ века, потому что привычный европейский взгляд на жизнь как на непрерывный прогресс и карьерный рост, кажется, сейчас победил везде или почти везде. По крайней мере внешне.
Так вот, тин-вистл - тоже весьма древний духовой инструмент, но несмотря на английское (саксонское, да?) название, это инструмент, принадлежащий кельтской культуре. Ирландия, Шотландия, Бретань, Галисия, и, конечно, Америка, хотя туда кельты попали относительно недавно, по историческим меркам. ( Заселение Америки кельтами совершалось в основном в XIX веке и было вызвано нехваткой места для жилья и ведения хозяйства в традиционных областях обитания. В основном это коснулось Ирландии и Шотландии.)
Когда-то тин-вистлы делали из дерева и кости, сейчас почти повсеместно их производят из пластика и металла. Но конструкция осталась прежней - свистковая продольная флейта с шестью отверстиями для пальцев. Что же она позволяет сыграть, эта флейточка? Мелодию. Это может быть аутентично исполненная ирландская народная мелодия, а может быть что-то из разряда последних хитов музыкального телеканала. Мелодию на вистле можно сыграть практически любую - тут есть некоторая зависимость от вашего умения, которое к счастью есть величина переменная. Народная музыка чаще всего строится от мелодии (сейчас речь не об Африке), и ни для кого, кажется, не секрет, что красота ирландской и шотландской музыки в значительной степени содержится в мелодии - в ее специфических ходах и украшениях. Тем не менее, я отнюдь не считаю, что, взяв в руки вистл, надо обязательно поскорее научиться воспроизводить аутентичные и характерные для celtic music "ходы". Этим можно заниматься исходя из степени своего интереса именно к данным особенностям вопроизведения. Ведь звук вистла красив сам по себе. Я лично испытываю большое удовольствие, когда знакомые музыканты говорят мне то один то другой-"Ты играешь на вистле как на кене (quena, еще одна индейская флейта)". Я не стараюсь так играть специально, но мне очень нравится индейская музыка с участием этой флейты. Мне кажется правильным, если то, что мы любим, слышится в том, что мы играем.Поскольку это всего лишь небольшой рассказик о вистле, а не реклама, следует упомянуть и о минусах, ему присущих. Для политональных мелодий вистл вряд ли подойдет, проще будет играть на блок-флейте. Звук вистла обычно не слишком громкий, кроме того на воздухе он легко задувается ветром. (Если в переходе человек, играющий на вистле, стоит спиной к публике - это значит, что ветер дует в сторону флейтиста и он своей спиной заслоняет вистл от ветра, чтобы не потерять звук. )
P.S. Кажется естественным, что сфера применения вистла не ограничивается извлечением из него нот. Например, при отсутствии чайной ложки, металлическим вистлом вполне можно размешать сахар в чашке с чаем или кофе. Потом вистл рекомендуется сполоснуть холодной водой.
Изготовление вистла и др.:
Сделать флейту самому - мне, во всяком случае, это приятно. Однако рассказывать о процессе изготовления не так приятно, потому что тут не обойтись без чертежей, хотя бы примерных, а в этом рассказе картинок нет. Однако можно сказать сразу, что сделать самому вистл - непростая задача из-за его небольших размеров. Любое отклонение, даже на 1 мм в ту или иную сторону при изготовлении чревато последствиями - звук будет неустойчивым(если будет вообще) или будет фальшивить. Поэтому если уж начинать делать флейты, то сперва лучше будет потренироваться в изготовлении флейт чуть большего размера - длиной сантиметров 40. При изготовлении такой флейты можно позволить себе допускать некоторые отклонения и это, скорее всего, не будет иметь фатальных последствий.
Для первой флейты я бы все-таки рекомендовал то, что описано в сноске (2), так как дерево легче всего обрабатывать. Потом уже можно браться за другие материалы. Хотя все определяется желанием. Московские индейцы "Kirkincho sp" за неимением тростника в нужный момент практически наладили производство индейских флейт из пластиковых трубок - и их флейты звучали. Одна девушка из Швеции, приезжавшая в Петербург на Viking's Village показывала маленькие флейты, которые она делает из костей - у этих флейточек удивительно красивый высокий звук. Но кость, понятное, дело, надо обрабатывать где-то на воздухе.
http://home.earthlink.net/~gkfb/makewhis.htm - практика изготовления вполне традиционного вистла из тонкостенной металлической трубки.
Обучение азам игры на вистле:
1) мои давнишние попытки изложить первоначальные сведения для того, чтобы начать играть http://dartz.spb.ru/studio/whistle/index.html (на русском)
2) http://www.moccasin.ru/misc/whtutor.zip - учебничек (на английском)
3) Еще одно How To Play - http://home.earthlink.net/~gkfb/playwhis.htm (совсем просто, на английском)
4) tinwhistle.ru - с форумом , однако, и заказать вистл можно.


Сноски:
1) Ничем, кроме материала, в Андах большинство флейт делают из тростника. Хотя всем народам было известно, что самые долговечные и красивые по звуку флейты делаются из кости. Но кость трудно обрабатывать, а тростник или дерево - легко.

2) Практика изготовления такой флейты со слов Гарика - русского индейца, сейчас живущего между Францией и Испанией, была записана Мишей Шараевым и находится на Русской Рэйнбоу Странице http://www.rainbow.net.ru/pimak/pimak.html

Эрмано (me@hermano.spb.ru)