Радужный народец
Вар. СТРАНА НЕПУГАННЫХ ИНДЕЙЦЕВ
...Еще в начале нынешнего лета в глухих лесах Пустошкинского района Псковской области сложно было встретить не только автомобиль, но и деревенский трактор. Но с середины июня в сосновом бору на берегах озер Ащо и Волоченец началась бурная жизнь. В этом году там проходил общероссийский слет индейцев - Rainbow-2004. Местные пустошкинские таксисты расчухали внезапно возникший поток волосатых пассажиров от железнодорожной платформы в глубь леса. На станции "Пустошка" они отлавливают "детей цветов" и предлагают за 250-300 р. доехать до "Радуги". Многие охотно соглашаются.
Согласно древнему приданию индейцев племени хопи, в годы, когда Земля будет на грани уничтожения, появится мирный народ, состоящий из людей разных культур и вероисповеданий, разных наций и цвета кожи. Этот народ будет жить в гармонии с природой и друг с другом и будет он подобен многоцветной радуге. Красивую идею мудрых аборигенов североамериканских штатов подхватили "дети цветов": еще с 1972 года в Соединенных Штатах Америки проводятся регулярные ежегодные слеты тех, кто называет себя "народом Радуги". Вместе они строят город Радуги, где живут по законам, данным им природой. С 1986 года радужные поселения начали появляться на территории Старого Света, а в 1991-м году традиция пришла и в Матушку-Россию. Вот уже больше 10-ти лет люди различных культур и субкультур - хиппи, растаманы, панки, кришнаиты, буддисты и многие другие - собираются вместе на природе, каждый раз на новом месте, чтобы немного почувствовать себя индейцами.
В городском пространстве многие радужные поселенцы ведут цивилизованный образ жизни, ходят на работу, одеваются в строгие костюмы и с виду ни чем не отличаются от обычных людей. Однако устав от серых будней, летний отпуск они проводят не в гостиничных номерах в Турции или на Кипре, а в глухом лесу в вигваме…
Жизнь в вигваме
Настоящему индейцу, как известно, "завсегда везде ништяк". Но самый настоящий индеец предпочтет жизни в фабричной палатке строительство собственного индейского дома. С каждым годом на территории российских радужных поселений возводится все больше индейских "типи". Типи - это в традиционном понимании тот же вигвам, только с "типичными" особенностями. В переводе с языка индейцев Лакота слово "ти-пи" означает "для жизни". В действительности типи лучше приспособлены для кочевого образа жизни, чем вигвамы. Если вигвам можно сравнить с шалашом, то типи - это скорее походная палатка.
Постройка типи - процесс трудоемкий. Человек, известный под именем Птица Бубер, в обычной жизни системный администратор, а на Радуге хозяин семиметровой "типухи", шил свое жилище по выкройке в течение полугода. На месте необходимо было собрать по лесу 14 сухих сосен и из них с помощью сотоварищей возвести каркас для монументальной хижины.
28-летний сисадмин на Радуге с 1999 года. Зачем компьютерщику играть в индейца? Возможно, для жителя виртуального мира, Rainbow - это кусочек реальности…
Город Радуги делился на стоянки с концептуальными названиями. Ближе к центру города разместились "Ассоциация пенсионеров" во главе с олдовым хиппи Швеллером, рядом разметилась стоянка "Мир без наркологов"… Стоянка, на которой жила я, носила условное название "Кремуль". На центральной сосне мы поместили алтарь "Путину Го". Идея алтаря возникла, когда в ворохе газет, предназначенных для растопки, была обнаружена публикация под заголовком "Путин года" - о том, что президент РФ был признан самым популярным человеком страны по Интернет-опросам. Заголовок был изящно сокращен при помощи ножниц, а сама статья приклеена красным скотчем к дереву (см. фото). Каждый день количество подношений Путину Го увеличивалось. На алтаре постепенно появились искусственные тюльпаны из скотча, веточек и листьев ландыша, свеча, дырявая деревянная ложка, саперная лопатка со сломанной ручкой, этикетка от сгущенки, две мертвых мухи, и - как завершение композиции - дятел из фольги со звездой Давида на груди.
…Однажды к нам на стоянку забрел парнишка лет 19. Он пришел попросить топор, а заодно пообщаться. Как оказалось, парень уже 15 ездит по стране и живет в дороге, или, выражаясь хипповским языком, "на вписках". "В городах хорошо отлажена система вписок, - рассказывал он, - Я приезжаю в город, знакомлюсь с людьми и уже вечером я помылся, постирался и сплю в теплой кровати. А утром встаю, и уезжаю в другой город. И так вот живу. Объездил всю Россию, а также нелегально - пол-Европы. Теперь собираюсь в Китай".
Совет племени
Один или два раза в день радужный народец собирался на совет племени, иначе Пау-вау. Собирались индейцы в большинстве своем для того, чтобы совершить общую трапезу. Определенного времени начала совета не было. Все зависело от того, когда приготовят пищу на общей кухне. Чаще всего утреннее Пау проходило в районе 2-х часов дня, когда большинство уже проснулось.
Вообще же народ Радуги вел по большей части ночной образ жизни. Но, несмотря на это, в любое время суток, - будь то день или ночь - люди Радуги встречали друг друга неизменным приветствием "Доброе утро!". Дело в том, что каждый человек в радужном граде - это светило. Приветствовать друг друга надо, как приветствуют восходящее солнце.
Когда пища была готова, те, кто оказался на Центральном Круге сообщали об этом остальным жителям Радуги дружным криком "Пау-вау!". На вечернее Пау также традиционно местный трубач созывал всех заглавной мелодией из рок-оперы "Иисус Христос-Суперзвезда".
Первый ритуал, который совершают радужные жители во время Пау-вау носит вовсе неиндейскую форму, хотя по своей сути, пожалуй, заменяет знаменитую трубку мира. Смысл обряда состоит в объединении людей Радуги в единое целое, а также очищении энергетики радужного поселения. Все желающие становятся в круг вокруг поляны и берутся за руки. С наступлением абсолютной тишины, взявшиеся за руки жители Радуги произносят совсем неиндейский сакральный звук "Ом". Считается, что при произнесении данного звука в центре круга образуется мощный энергетический столб, поэтому во время "Ом" внутри человеческого кольца не должно находится никого кроме ослабленных болезнью и нуждающихся в энергетической подпитке.
Жители Радуги очень любят данный обряд. На одном из Пау-вау юная смуглянка, действительно напоминающая индейскую девушку, с восторгом зазывала всех радужных жителей "пойти поомкать". Подобно тому как шестидесятников в походе сплачивала вместе любимая песня Визбора, радужных поселенцев объединяет совместный Ом.
Продолжительность "омканья" зависит, по всей видимости, от степени духовного и физического голода радужных жителей. Если последний побеждает над первым, то и "Ом" соответственно будет короче.
После того как народ "наомкался" радужные кашевары приступали к раздаче пище. В это же время наступал собственно совет племени. Каждый, у кого было что сказать, должен был взять в руки так называемый talking stick, или в русском эквиваленте "палку-болталку". Она представляла собой посох, украшенный перышками и ленточками. Тот, у кого в рука палка - может говорить и никто не в праве помешать ему в этом. Был, правда, случай, когда на моих глазах один из радужных жителей выхватил палку-болталку из рук всем наскучившего оратора и с настоящим индейским завыванием галопом убежал в глубь леса. И палку и нарушителя порядка вернули, но не наказали - народ Радуги миролюбивый и не лишенный чувства юмора.
Во время Пау-вау жители Радуги обменивались самой разной информацией. Одни искали знакомых, другие вписку - возможность вселиться в чью-либо палатку, третьи попутчиков. На Радугу люди приезжали поодиночке, в компании или целой семьей. Многие привозили с собой малолетних детей. Для них на Центральном Круге установили "Детскую Типуху". В этом аналоге яслей можно было оставить под присмотром малышей.
Также мудрецы на Пау-вау объявляли о предстоящих семинарах и мастер-классах по различным областям знания: по фотографии, растаманской культуре, плетению рАсточек - особого украшения на волосах из ниток мулине, игре на флейте… На собрании племени можно было выразить недовольство существующими порядками или предъявить претензии к миру. А можно было признаться всем в любви. В общем, полная демократия.
Вождя у радужного племени нет и не должно быть. Проблемы радужного города решаются общими усилиями наиболее активных поселенцев. Наиболее активным вот уже который год в городе Радуги был молодой человек по имени Илу. Длинноволосый бородатый юноша с кавказскими корнями носил это имя не как местную кличку, а как запись в паспорте. По легенде, однажды в город Радуги приехали люди в милицейской форме и обратились к трем первым встречным радужным поселенцам с просьбой представиться. Молодые люди поочередно представились как Илу, Буратино и Розовый Слон. "Что еще за клички!" - возмутились милиционеры и потребовали предъявить паспорта. Люди в форме первым открыли документ Илу и с ужасом обнаружили, что в графе "имя" черным по белому записано: "Илу". Милиция была в таком шоке, что паспорта Буратино и Розового Слона даже проверять не стали.
Как мог Илу следил за порядком в городе Радуги. На Пау он был обычно наиболее многословен и высказывал свое мнение по наиболее важным организационным вопросам.
Когда все сказанное на совете было сказано, по кругу пускалась "волшебная шляпа" - "Мэджик Хэт". Каждый, кто хотел и мог помочь общему делу материально, опускал внутрь шляпы некое количество денег. Если желания и возможности не было, достаточно было просто прикоснуться к краю шляпы и она шла дальше. Дело доброй воли.
- Вчера Мэджик Хэт был просто прекрасный, - сказал как-то на Пау Илу, - просто великолепный. Жаль, очень маленький…
Вавилон с вами...
Радуга - абсолютно некоммерческое мероприятие. В этом городе все происходит на вольных и бескорыстных началах. Однако полностью отгородиться от "Вавилона" (то есть, от города, городской культуры) с его рыночными отношениями даже на несколько недель жителям Радуги не удавалось. Радужные индейцы - племя не воинственное, на бизонов не охотится, а на одних грибах и ягодах долго в лесу не проживешь. Потому и приходилось покупать радужным индейцам провизию у бледнолицых "вавилонян", приезжавших в город Радуги каждый день в фургоне автолавки.
Однажды на очередь длинноволосых покупателей приехала поглазеть деревенская молодежь. Круглыми глазами сельские парни долго смотрели на эксцентричных радужных жителей. Окончательно офигев, деревенские начали кланяться и приговаривать "Аллах акбар". Индейцы долго смеялись.
Слово "Вавилон" в городе Радуги употреблялось не только в связи с рыночными отношениями, но также по поводу всевозможных допингов. Помня о судьбе индейцев, погубленных огненной водой, Радуга объявила себя городом свободным от алкоголя и наркотиков. Употреблять допинги в городе Радуги неразумно по той причине, что истинный радужный житель должен находить кайф в иных вещах.
По вечерам радужные жители ходили друг к другу в гости петь песни и пить чай. Чай на Радуге принято "пугать". Непуганый чай пить не эстетично. По чайной теории радужных поселенцев, внутри котелка обитает три вида чаинок: на поверхности плавают "нифиля", посредине - "доджики", а на дне живут "марцифаны". Пугают "нифиля" - чтобы они "от страха" поскорее опустились на дно - мечта всякого любителя чая. Для этого участники чаепития становятся вкруг котелка и по команде очень громко кричат "А-а-а!", пытаясь направить звуковой столб на поверхность чая. Одновременно с криком главный "пугатель" опускает в котелок тлеющую головешку. В ужасе нифиля залегают на дно. Теперь чай можно разливать по кружкам.
- Названия чаинок придумал Швеллер, - признался мне Бубер, - Когда-то в Москве в доме Булгакова был институт хиппи, где преподавались подобные премудрости. Неплохо было бы его восстановить...
Также кайф радужные индейцы находят в музыке. Помимо стандартных гитар, флейт, скрипок и всевозможной перкуссии, на Радуге мне встретился один персонаж со странным самодельным инструментом. В качестве резонатора в нем была использована обычная консервная банка, к банке была привинчена палка с натянутыми на нее струнами. Инструмент издавал тихий и очень необычный металлический звук. Другим странным музыкальным инструментом была большая раковина с проделанным в ней отверстием. В эту раковину часто трубили когда созывали поселенцев на совет племени.
Впрочем, все необычное на Радуге постепенно перестает быть удивительным. Удивлять начинают скорее иные вещи, привнесенные в город Радуги из "Вавилона". Например, странным мне показались разряженные и увешанные феньками хиппи, разговаривающие по мобильному телефону или прибывающие в город Радуги на новеньких иномарках.
Уже после недельного пребывания на Радуге все-таки отвыкаешь от городских замашек. По возвращении же в город поначалу в ужасе шарахаешься от светофоров, а уснуть можешь только на полу, закутавшись в спальник…
© 2004 Светлана Воронцова-Павлова