королевская битва




Программа выживания

О фильме

Нажмите здесь, чтобы увеличить

Такого еще не было, но будет! Очень скоро! Так считает нестареющий классик Японского кино режиссер Кинджи Фукасаку - кумир Тарантино и Джона Ву. Родители лишатся работы, а дети выйдя из под контроля, учинят террор и массовый бойкот взрослым. Ответная мера: "Королевская битва" - санкционированная правительством жестокая игра, в которой неуправляемых школьников заставят участвовать под дулами армейских автоматов.

На необитаемом острове 42 подростка будут 3 дня безжалостно уничтожать друг друга, чтобы победить. Только одному игроку разрешено вернуться на большую землю живым.

 

Нажмите здесь, чтобы увеличитьНевозмутимый распорядитель зловещей игры - школьный учитель Китано. Свое имя дал герою исполнитель этой роли всемирно известный культовый актер и режиссер Такеши Китано. Кровь льется рекой, но учитель Китано гарантирует не только соблюдение условий игры, но и ее условность. Юные герои гибнут, но точь-в-точь как в компьютерной "стрелялке".

Вот только мораль фильма не виртуальная. Из безумного электронного будущего она обращена в сегодняшний день.

 

Насилие

Нажмите здесь, чтобы увеличить

Начало нового тысячелетия, страна в состоянии кризиса. Уровень безработицы - 15% и миллионы безработных. Преступность в школах вышла из-под контроля, и мятежные тинэйджеры устраивают массовые забастовки. Осажденное правительство в ответ на это устраивает им "Королевскую битву".

Каждый год школьный класс, выбранный наугад, посылается на необитаемый остров, где ребята должны перебить друг друга в жестокой игре на выживание.

Нажмите здесь, чтобы увеличитьОтветственный за исполнение - кодовое имя "Китано". Китано, в прошлом учитель, назначен распорядителем "Битвы". Сопровождаемый вооруженными солдатами Китано объявляет, что каждый школьник оборудован "ожерельем", которое указывает его местонахождение в данный момент. Его можно взорвать, послав соответствующий сигнал. Он убивает Нобу, чтобы продемонстрировать это.

Объявлено начало игры, каждый хватает свой рюкзак, и все испытывают нерешительность перед предстоящей смертью и убийством друг друга. Когда Норико берет свой рюкзак, Нанахара просит ее подождать его. Когда они позже встречаются и начинают не спеша сравнивать выданное оружие (крышка от кастрюли и бинокль), на них набрасывается одноклассник с топором. В завязавшейся схватке Нанахара, сам того не желая, убивает его. Смущенный и злой, Нанахаро клянется защищать Норико и прекратить этот ненормальный эксперимент правительства, найдя путь, как выжить вместе со своими друзьями.

Нажмите здесь, чтобы увеличить

Чем дольше продолжается игра, тем больше террор и паника ставят под сомнение веру ребят друг в друга. Подозревают всех и вся, нападая на любого, кто попадется на пути. Другие сбиваются в группки, мечтая о мирном завершении игры со множеством выживших в ней. Вопреки окружающему их насилию, среди надежды и страха, между Нанахара и Норико возникает любовь. Несмотря на жестокую игру, подростки остаются подростками - с их радостями, обидами из-за пустяка, с их мечтами.

 

Взрослые

Правила игры таковы:
1. Она продолжается три дня.
2. Каждому выдается еда, вода и "оружие".
3. Если в игре выживает больше одного человека, то умрут все.
4. Убежать невозможно.

Закон о "Королевских битвах" (закон о "КБ"), что это?

Кризис, постигший мировую экономику, сильно отразился на одной из азиатских стран. 800 тысяч школьников не посещают школы, объявив бойкот. Жертвами малолетних преступников в школах стали 1200 учителей. В этих условиях принимается закон о "КБ" для того, чтобы остановить усиливающийся развал школьной системы и успокоить возмущенных разгулом преступности в школах взрослых, многие из которых к тому же еще остались и без работы. Цель закона, принятого в рамках школьной реформы начала нового века - воспитание сильных подростков, которые смогут выжить в сложных ситуациях и преодолеть любые трудности, а в итоге его цель - вырастить сильного человека, утвердить права взрослых, приструнив детей

Нажмите здесь, чтобы увеличитьВ стране каждый год выбирается один среди девятых классов и посылается на необитаемый остров. Всем выдают карты (№1), еду, различное оружие (№2) и принуждают биться, пока не останется в живых один человек. Заданное время - 3 дня (№3). При нарушении правил - прикрепленное на шею каждого участника ожерелье (№4) взрывается. На время битвы разрешено: убийства, нанесение увечий, ношение оружия - все, что обычно является нарушением закона.

Карта (№1): Район битвы разделен на несколько участков. Чтобы пресечь бегство или возможность скрыться, чтобы сделать вероятность встречи участников максимальной, каждые несколько часов объявляется район, куда входить запрещено.

Нажмите здесь, чтобы увеличить

Оружие (№2): Стрелковое и холодное оружие, вооружение, применяемое в японских боевых искусствах: все, чем можно эффективно поразить врага; все, что поможет выжить в схватке - этот арсенал выдается участникам. Выбрать самому вид оружия нельзя. Иногда среди оружия попадаются и совершенно бесполезные предметы, тогда участники понимают - это "неудача".

Заданное время (№3): Если в течение 3 дней не выявляется один победитель, то все выжившие к этому времени уничтожаются - взрывается ожерелье, которым снабжен каждый участник.

Нажмите здесь, чтобы увеличить

Ожерелье (№4): Чтобы качественно исполнить закон о "КБ", применяется одна из последних разработок в сфере высоких технологий - ожерелье (электронное колье). Туда встроены: чувствительный микрофон, кардиограф, устойчивые к воде и внешним воздействиям. С его помощью в штаб регулярно поступают сигналы о местонахождении подростка, его разговоры, его состояние, в общем, полная информация. В случае, если подросток входит в запрещенный район или хочет избавиться от ожерелья, - гремит взрыв.


Фукасаку

Режиссер Киндзи Фукасаку (1930 г.р.)

Киндзи Фукасаку

Киндзи Фукасаку - режиссер легендарного гангстерского сериала киностудии "Тоэй" - "Бои без чести и жалости". Работал на студии "Тоэй" с 1953 по 1961 год как ассистент режиссера и в 1961 году стал в одночасье знаменитым смелым фильмом "Алчность при ярком солнечном свете". После этого началась активная работа режиссера: Фукасаку делал часто по три фильма в год. Снятый ручной камерой сериал "Бои без чести и жалости" (1973) побил все кассовые рекорды, перевернув сам жанр сериалов про якудза (японская мафия), и поставил режиссера в ряд признанных мастеров японского кино.

Влияние творчества Фукасаку признают Квентин Тарантино и Джон Ву, а на 29-м международном кинофестивале в Роттердаме в 2000 году была показана ретроспектива его фильмов. "Королевская битва" - 60-й фильм мастера.

Нажмите здесь, чтобы увеличить

"То, что герои фильма - девятиклассники, имеет для меня очень большой смысл. В год, когда заканчивалась война на Тихом океане (Вторая мировая, США с Японией воюют на Тихом океане), я тоже был примерно в этом же возрасте. В то время я работал на оружейном заводе, и где-то за месяц до конца войны я попал под обстрел, который вели с кораблей. Во время воздушных налетов можно успеть укрыться до прилета бомбардировщиков в безопасное место, и остаться живым. А здесь, под обстрелом кораблей, ничего нельзя сделать. Неожиданно падают снаряды, и не убежать, не спрятаться. И мы, подростки, лезем друг под друга в отчаянном желании выжить.

Нажмите здесь, чтобы увеличить

Потом на выжженном поле мы собирали трупы, это была наша работа - девятиклассников. Я впервые в жизни видел столько погибших за один раз. У меня осталось в памяти, как мы ходим туда-сюда, подбирая валяющиеся руки и ноги.

Тогда мы поняли, что в словах: "Япония борется за мир во всем мире" - нет никакой правды, что это ложь, которую нам каждый день твердят в школе. И что в этом мире взрослым вообще нельзя доверять.

У меня до сих пор сохранилось это щемяще-сентиментальное чувство к одноклассникам-друзьям, когда у нас в одночасье прозрели глаза на то, что мы волею судьбы оказались в такой ситуации, и чувство такой необъяснимой печали и враждебности по отношению к взрослым зародилось в нас. Именно поэтому в происшествиях, случившихся совсем недавно, где подростки такого же возраста совершают преступления, тем самым, давая некий пример сверстникам, я увидел связь с моими воспоминаниями.

Нажмите здесь, чтобы увеличить

До сих пор я делал свои картины, основываясь на этой точке зрения. У меня в картинах умирает много людей. Но любая из этих смертей не бестолковая. Если бы это было иначе - у картины не было бы такого успеха, и с ним не было бы такого доверия.

"Королевская битва" - моя 60-я картина, и она также следует моему принципу. Проведя замечательно время с 42 школьниками на съемочной площадке, я вернулся во времена, когда сам был девятиклассником".

Китано

Нажмите здесь, чтобы увеличить

Бит Такеши (1947 г.р.) - роль учителя с именем Китано. В прошлом классный руководитель 9-го класса "Б" из Сироива. Главный распорядитель "Королевской битвы" этого года.

Бит Такеши - знаменитый комик, который регулярно появляется во многих японский телепрограммах.

Фильмы режиссера Такеши Китано завоевали международную известность, а "Фейерверк" /Hana-bi/ (1997) был удостоен премии "Золотой Лев" на фестивале в Венеции. Одна из последних работ Бита-Китано как актера - в фильме "Табу" /Gohatto/ Нагисы Осимы. Новый фильм режиссера Такеши Китано - "Брат якудзы" /Brother/ недавно прошел на экранах Москвы.

Нажмите здесь, чтобы увеличить"Я люблю фильмы Фукасаку - "Бои без чести и жалости", "Когда-нибудь придут веселые дни" - в них есть мощь, энергия. Думал: старик будет демонстрировать дистанцию, а он, прежде всего, был дотошен и требователен на съемках. Особенно требователен в сценах action, буквально до 0,1 секунды: "Движение!", "Стоп!". Что касается актерской техники и характера персонала, то здесь я всецело следовал тому, что говорил режиссер, так как полностью доверяю Фукасаку".

Цитаты

Как только фильм вышел в широкий прокат, он вызвал протесты Минобразования Японии. По сюжету старшеклассники вынуждены убивать друг друга - только так можно совершить побег с необитаемого острова, расположенного далеко в море. Китано играет хладнокровного извращенца-директора школы, организующего сей чрезвычайно кровавый эксперимент над "человеческим материалом" - Moving Pictures

Потрясающий фильм! Лучший (в компании других не самых плохих) на фестивале. Снято суперизобретательно, смотрится на одном дыхании, тем более учитывая недавные события в американских школах! - из отзывов зрителей на Кинофестивле в Кливленде

Реакция японцев на уже 60-й по счету фильм Кинджи Фукасаку не менее захватывающа чем сам фильм, беспрецедентный по концентрации насилия. Фильм бьет все рекорды по сборам и изрядно нервирует японский истэблишмент. Фукасаку спровоцировал в масштабах страны дебаты на темы свободы слова, эффективности правительства, системы запретительных прокатных рейтингов и традиционных ценностей японской культуры - LA Times

Фукасаку сказал в одном интервью, что не чувствует никакой моральной ответственности за возможное насилие, которое может вызвать просмотр его фильмов. На съемках "Королевской битвы" он искал вдохновения в собственной переполненной насилием юности. Режиссер родился в 1930 году, рос во время войны и ребенком работал на военном заводе. Там, по его рассказам, он научился выживать во время бомбардировок, прячась под телами убитых, которых он затем помогал хоронить. "Спустя много времени, в киношколе я понял, что мой детский опыт может послужить мне мощным источником вдохновения. Сюжет "Королевской битвы" очень подошел моему стилю и идеям". Фукасаку так же утверждает, что не меньшим источником вдохновения для него служили видеоигры - LA Times

Фукасаку - ведущий режиссер современной Японии, выделяющийся среди коллег подчеркнутым интересом к социальным проблемам, критикой общества и ярким визуальным стилем - LA Times

Фукасаку и его сын-сценарист Кента превратили роман дебютанта Кошуна Таками в леденящую кровь бойню, навязанную взрослыми подросткам, хай-тековую фашистскую вариацию на тему "Повелителя мух" Уильяма Голдинга. Вызывая в памяти ажиотаж, охвативший Британию в начале 70-х после выхода на экраны "Заводного апельсина", "Королевская битва" была "удостоена" прокатного рейтинга R-15 ("лица до 15 лет не допускаются") Японским Бюро Рейтингов, которое редко дает такой жесткий рейтинг привычным в Японии "фильмам о насилии" - Variety

Анализируя достижения Фукасаку-режиссера, можно сказать, что японский ветеран по своему статусу вышел за узкие рамки "культового режиссера" - его можно считать несомненной большой величиной. Классик жанра "якудза-фильм", бескомпромиссный стиль которого психопатологическими глубинами, визуальной динамикой и гипнотическим воздействием на зрителя живо напоминает фильмы покойного гения Сэма Фуллера, объединяется в "Королевской битве" в мощную коалицию с главной японской звездой Такеши Китано. "Бит" Такеши играет учителя, надзирающего за экспериментом в стиле "выживает сильнейший", в ходе которого старшеклассники мочат друг дружку на заброшенном острове. Кстати, актер "Бит" Такеши стал режиссером Такеши Китано в тот момент, когда занял освобожденное Фукасаку режиссерское кресло на съемках "Жестокого полицейского". Снимались у режиссера и другие великие: так, в одном из самых его известных фильмов "Черная ящерица" в крошечной роли засветился Юкио Мисима - LA Times

"Королевская битва" - это телесериал "Выживший", переснятый Паулем Верхувеном: японское правительство, реагируя на проделки юных бандитствующих анархистов, отбирают случайных старшеклассников и засылают их на пустынный остров. Каждому ученику выдают оружие, от крышек помойных баков до автоматов; игра заканчивается, когда в живых остается один. В этом утопающем в крови истерически брутальном опусе Такеши Китано сыграл учителя-неудачника, поставленного тираном-надзирателем над подростковым пушечным мясом. В одной из сцен персонаж Китано наставляет детишек: "Ланч во время линчевания полезен и незаменим". Неутомимый 70-летний Фукасаку называет свой фильм "выпускным подарком школьникам Японии" - The Village Voice

"Королевская битва" Кинджи Фукасаку - кровавый бриллиант, зародившийся в вечнобурлящих водоворотах бездонного океана манги, анимэ, поп-идолов-однодневок, ТВ-драм и видеоигр фильм-убийца подростков, мутант-отрыжка Покемонов, "Выжившего" и убийств в Колумбайн хай-скул - San Francisco Bay Guardian

Японские цензоры потребовали изъять из фильма следующие сцены:
- учитель (Такеши Китано) метким броском втыкает ножик в лоб ученицы;
- ошейник на шее ученика взрывается;
- из шеи ученицы, перерезанной серпом, вырываются потоки крови;
- тело умирающей ученицы разлетается на куски под массивным обстрелом из автомата;
- отубленная голова ученика с гранатой в зубах используется в качестве метательного снаряда.
Отказ Фукасаку вырезать эти сцены привел к "награждению" фильма редким рейтингом R-15, что означало массивный удар по прибыли, учитывая средний возраст целевой аудитории. В ответ на что Фукасаку призвал молодежи изыскать в себе ресурсы изобретательности и, так сказать, проверить себя на вшивость: "Надеюсь, в вас достаточно смелости и смекалки, чтобы проникнуть в кинотеатр" - San Francisco Bay Guardian

Думать о "Королевской битве" как о "просто фильме" - анахронизм; на самом деле, это целая постмодернистская грибница - роман, с которого все и началось, комикс, куклы-конструкторы в стиле Lego, тишотки, пряжки для ремней, наручные часы, настольная игра, телефонные карты и зажигалки в виде пистолетов. Кроме того, у всех наиболее популярных персонажей есть собственные фэн-сайты, где можно заполнять "пустые клеточки" непрописанной в романе и фильме предыстории героев - San Francisco Bay Guardian

"Снимая этот фильм, я ставил себя на уровень моих актеров-пятнадцатилеток", - говорит Фукасаку. "Мне было 15 в 45-м году. Война кончилась, Япония проиграла. Я говорил своим актерам: война - несколько иная игра, чем те, к которым вы привыкли. Это не стрелялка, где у тебя масса опций, и всегда можешь перезагрузиться и начать по новой. Нет, тут надо почувствовать эту "игру" на своей шкуре" - San Francisco Bay Guardian

"Королевская игра" - самый актуальный манифест самого молодого поколения Японии" - San Francisco Bay Guardian

"Чем больше насилия, тем лучше", - говорит Фукасаку. "Политики, поднимающие шумиху, просто ни хрена не понимают в кино" - Guardian Unlimited