Такого еще не было, но будет! Очень скоро! Так считает нестареющий классик Японского кино режиссер Кинджи Фукасаку
- кумир Тарантино и Джона Ву. Родители лишатся работы, а дети выйдя из
под контроля, учинят террор и массовый бойкот взрослым. Ответная мера:
"Королевская битва" - санкционированная правительством жестокая игра, в
которой неуправляемых школьников заставят участвовать под дулами
армейских автоматов.
На необитаемом острове 42 подростка будут 3 дня
безжалостно уничтожать друг друга, чтобы победить. Только одному игроку
разрешено вернуться на большую землю живым.
Невозмутимый распорядитель зловещей игры - школьный
учитель Китано. Свое имя дал герою исполнитель этой роли всемирно
известный культовый актер и режиссер Такеши Китано.
Кровь льется рекой, но учитель Китано гарантирует не только соблюдение
условий игры, но и ее условность. Юные герои гибнут, но точь-в-точь как
в компьютерной "стрелялке".
Вот только мораль фильма не виртуальная. Из безумного электронного будущего она обращена в сегодняшний день.
Начало нового тысячелетия, страна в состоянии кризиса.
Уровень безработицы - 15% и миллионы безработных. Преступность в школах
вышла из-под контроля, и мятежные тинэйджеры устраивают массовые
забастовки. Осажденное правительство в ответ на это устраивает им
"Королевскую битву".
Каждый год школьный класс, выбранный наугад,
посылается на необитаемый остров, где ребята должны перебить друг друга
в жестокой игре на выживание.
Ответственный
за исполнение - кодовое имя "Китано". Китано, в прошлом учитель,
назначен распорядителем "Битвы". Сопровождаемый вооруженными солдатами
Китано объявляет, что каждый школьник оборудован "ожерельем", которое
указывает его местонахождение в данный момент. Его можно взорвать,
послав соответствующий сигнал. Он убивает Нобу, чтобы
продемонстрировать это.
Объявлено начало игры, каждый хватает свой рюкзак, и
все испытывают нерешительность перед предстоящей смертью и убийством
друг друга. Когда Норико берет свой рюкзак, Нанахара просит ее
подождать его. Когда они позже встречаются и начинают не спеша
сравнивать выданное оружие (крышка от кастрюли и бинокль), на них
набрасывается одноклассник с топором. В завязавшейся схватке Нанахара,
сам того не желая, убивает его. Смущенный и злой, Нанахаро клянется
защищать Норико и прекратить этот ненормальный эксперимент
правительства, найдя путь, как выжить вместе со своими друзьями.
Чем дольше продолжается игра, тем больше террор и
паника ставят под сомнение веру ребят друг в друга. Подозревают всех и
вся, нападая на любого, кто попадется на пути. Другие сбиваются в
группки, мечтая о мирном завершении игры со множеством выживших в ней.
Вопреки окружающему их насилию, среди надежды и страха, между Нанахара
и Норико возникает любовь. Несмотря на жестокую игру, подростки
остаются подростками - с их радостями, обидами из-за пустяка, с их
мечтами.
Правила игры таковы:
1. Она продолжается три дня.
2. Каждому выдается еда, вода и "оружие".
3. Если в игре выживает больше одного человека, то умрут все.
4. Убежать невозможно.
Закон о "Королевских битвах" (закон о "КБ"), что это?
Кризис, постигший мировую экономику, сильно отразился
на одной из азиатских стран. 800 тысяч школьников не посещают школы,
объявив бойкот. Жертвами малолетних преступников в школах стали 1200
учителей. В этих условиях принимается закон о "КБ" для того, чтобы
остановить усиливающийся развал школьной системы и успокоить
возмущенных разгулом преступности в школах взрослых, многие из которых
к тому же еще остались и без работы. Цель закона, принятого в рамках
школьной реформы начала нового века - воспитание сильных подростков,
которые смогут выжить в сложных ситуациях и преодолеть любые трудности,
а в итоге его цель - вырастить сильного человека, утвердить права
взрослых, приструнив детей
В стране каждый год выбирается один среди девятых классов и посылается на необитаемый остров. Всем выдают карты (№1), еду, различное оружие (№2) и принуждают биться, пока не останется в живых один человек. Заданное время - 3 дня (№3). При нарушении правил - прикрепленное на шею каждого участника ожерелье (№4)
взрывается. На время битвы разрешено: убийства, нанесение увечий,
ношение оружия - все, что обычно является нарушением закона.
Карта (№1): Район битвы разделен на несколько
участков. Чтобы пресечь бегство или возможность скрыться, чтобы сделать
вероятность встречи участников максимальной, каждые несколько часов
объявляется район, куда входить запрещено.
Оружие (№2): Стрелковое и холодное оружие,
вооружение, применяемое в японских боевых искусствах: все, чем можно
эффективно поразить врага; все, что поможет выжить в схватке - этот
арсенал выдается участникам. Выбрать самому вид оружия нельзя. Иногда
среди оружия попадаются и совершенно бесполезные предметы, тогда
участники понимают - это "неудача".
Заданное время (№3): Если в течение 3 дней не
выявляется один победитель, то все выжившие к этому времени
уничтожаются - взрывается ожерелье, которым снабжен каждый участник.
Ожерелье (№4): Чтобы качественно исполнить
закон о "КБ", применяется одна из последних разработок в сфере высоких
технологий - ожерелье (электронное колье). Туда встроены:
чувствительный микрофон, кардиограф, устойчивые к воде и внешним
воздействиям. С его помощью в штаб регулярно поступают сигналы о
местонахождении подростка, его разговоры, его состояние, в общем,
полная информация. В случае, если подросток входит в запрещенный район
или хочет избавиться от ожерелья, - гремит взрыв.
Режиссер Киндзи Фукасаку (1930 г.р.)
Киндзи Фукасаку - режиссер легендарного гангстерского
сериала киностудии "Тоэй" - "Бои без чести и жалости". Работал на
студии "Тоэй" с 1953 по 1961 год как ассистент режиссера и в 1961 году
стал в одночасье знаменитым смелым фильмом "Алчность при ярком
солнечном свете". После этого началась активная работа режиссера:
Фукасаку делал часто по три фильма в год. Снятый ручной камерой сериал
"Бои без чести и жалости" (1973) побил все кассовые рекорды, перевернув
сам жанр сериалов про якудза (японская мафия), и поставил режиссера в
ряд признанных мастеров японского кино.
Влияние творчества Фукасаку признают Квентин Тарантино
и Джон Ву, а на 29-м международном кинофестивале в Роттердаме в 2000
году была показана ретроспектива его фильмов. "Королевская битва" -
60-й фильм мастера.
"То, что герои фильма - девятиклассники, имеет для
меня очень большой смысл. В год, когда заканчивалась война на Тихом
океане (Вторая мировая, США с Японией воюют на Тихом океане), я тоже
был примерно в этом же возрасте. В то время я работал на оружейном
заводе, и где-то за месяц до конца войны я попал под обстрел, который
вели с кораблей. Во время воздушных налетов можно успеть укрыться до
прилета бомбардировщиков в безопасное место, и остаться живым. А здесь,
под обстрелом кораблей, ничего нельзя сделать. Неожиданно падают
снаряды, и не убежать, не спрятаться. И мы, подростки, лезем друг под
друга в отчаянном желании выжить.
Потом на выжженном поле мы собирали трупы, это была
наша работа - девятиклассников. Я впервые в жизни видел столько
погибших за один раз. У меня осталось в памяти, как мы ходим туда-сюда,
подбирая валяющиеся руки и ноги.
Тогда мы поняли, что в словах: "Япония борется за
мир во всем мире" - нет никакой правды, что это ложь, которую нам
каждый день твердят в школе. И что в этом мире взрослым вообще нельзя
доверять.
У меня до сих пор сохранилось это
щемяще-сентиментальное чувство к одноклассникам-друзьям, когда у нас в
одночасье прозрели глаза на то, что мы волею судьбы оказались в такой
ситуации, и чувство такой необъяснимой печали и враждебности по
отношению к взрослым зародилось в нас. Именно поэтому в происшествиях,
случившихся совсем недавно, где подростки такого же возраста совершают
преступления, тем самым, давая некий пример сверстникам, я увидел связь
с моими воспоминаниями.
До сих пор я делал свои картины, основываясь на
этой точке зрения. У меня в картинах умирает много людей. Но любая из
этих смертей не бестолковая. Если бы это было иначе - у картины не было
бы такого успеха, и с ним не было бы такого доверия.
"Королевская битва" - моя 60-я картина, и она также
следует моему принципу. Проведя замечательно время с 42 школьниками на
съемочной площадке, я вернулся во времена, когда сам был
девятиклассником".
Бит Такеши (1947 г.р.) - роль учителя с именем Китано.
В прошлом классный руководитель 9-го класса "Б" из Сироива. Главный
распорядитель "Королевской битвы" этого года.
Бит Такеши - знаменитый комик, который регулярно появляется во многих японский телепрограммах.
Фильмы режиссера Такеши Китано завоевали международную известность, а "Фейерверк" /Hana-bi/
(1997) был удостоен премии "Золотой Лев" на фестивале в Венеции. Одна
из последних работ Бита-Китано как актера - в фильме "Табу" /Gohatto/
Нагисы Осимы. Новый фильм режиссера Такеши Китано - "Брат якудзы"
/Brother/ недавно прошел на экранах Москвы.
"Я
люблю фильмы Фукасаку - "Бои без чести и жалости", "Когда-нибудь придут
веселые дни" - в них есть мощь, энергия. Думал: старик будет
демонстрировать дистанцию, а он, прежде всего, был дотошен и
требователен на съемках. Особенно требователен в сценах action,
буквально до 0,1 секунды: "Движение!", "Стоп!". Что касается актерской
техники и характера персонала, то здесь я всецело следовал тому, что
говорил режиссер, так как полностью доверяю Фукасаку".
Как только фильм вышел в широкий прокат, он вызвал
протесты Минобразования Японии. По сюжету старшеклассники вынуждены
убивать друг друга - только так можно совершить побег с необитаемого
острова, расположенного далеко в море. Китано
играет хладнокровного извращенца-директора школы, организующего сей
чрезвычайно кровавый эксперимент над "человеческим материалом" - Moving Pictures
Потрясающий фильм! Лучший (в компании других не самых
плохих) на фестивале. Снято суперизобретательно, смотрится на одном
дыхании, тем более учитывая недавные события в американских школах! - из отзывов зрителей на Кинофестивле в Кливленде
Реакция японцев на уже 60-й по счету фильм Кинджи Фукасаку
не менее захватывающа чем сам фильм, беспрецедентный по концентрации
насилия. Фильм бьет все рекорды по сборам и изрядно нервирует японский
истэблишмент. Фукасаку спровоцировал в масштабах страны дебаты на темы
свободы слова, эффективности правительства, системы запретительных
прокатных рейтингов и традиционных ценностей японской культуры - LA Times
Фукасаку
сказал в одном интервью, что не чувствует никакой моральной
ответственности за возможное насилие, которое может вызвать просмотр
его фильмов. На съемках "Королевской битвы" он искал вдохновения в
собственной переполненной насилием юности. Режиссер родился в 1930
году, рос во время войны и ребенком работал на военном заводе. Там, по
его рассказам, он научился выживать во время бомбардировок, прячась под
телами убитых, которых он затем помогал хоронить. "Спустя много
времени, в киношколе я понял, что мой детский опыт может послужить мне
мощным источником вдохновения. Сюжет "Королевской битвы" очень подошел
моему стилю и идеям". Фукасаку так же утверждает, что не меньшим источником вдохновения для него служили видеоигры - LA Times
Фукасаку
- ведущий режиссер современной Японии, выделяющийся среди коллег
подчеркнутым интересом к социальным проблемам, критикой общества и
ярким визуальным стилем - LA Times
Фукасаку
и его сын-сценарист Кента превратили роман дебютанта Кошуна Таками в
леденящую кровь бойню, навязанную взрослыми подросткам, хай-тековую
фашистскую вариацию на тему "Повелителя мух" Уильяма Голдинга. Вызывая
в памяти ажиотаж, охвативший Британию в начале 70-х после выхода на
экраны "Заводного апельсина", "Королевская битва" была "удостоена"
прокатного рейтинга R-15 ("лица до 15 лет не допускаются") Японским
Бюро Рейтингов, которое редко дает такой жесткий рейтинг привычным в
Японии "фильмам о насилии" - Variety
Анализируя достижения Фукасаку-режиссера,
можно сказать, что японский ветеран по своему статусу вышел за узкие
рамки "культового режиссера" - его можно считать несомненной большой
величиной. Классик жанра "якудза-фильм", бескомпромиссный стиль
которого психопатологическими глубинами, визуальной динамикой и
гипнотическим воздействием на зрителя живо напоминает фильмы покойного
гения Сэма Фуллера, объединяется в "Королевской битве" в мощную
коалицию с главной японской звездой Такеши Китано.
"Бит" Такеши играет учителя, надзирающего за экспериментом в стиле
"выживает сильнейший", в ходе которого старшеклассники мочат друг
дружку на заброшенном острове. Кстати, актер "Бит" Такеши стал
режиссером Такеши Китано в тот момент, когда занял освобожденное
Фукасаку режиссерское кресло на съемках "Жестокого полицейского".
Снимались у режиссера и другие великие: так, в одном из самых его
известных фильмов "Черная ящерица" в крошечной роли засветился Юкио
Мисима - LA Times
"Королевская битва" - это телесериал "Выживший",
переснятый Паулем Верхувеном: японское правительство, реагируя на
проделки юных бандитствующих анархистов, отбирают случайных
старшеклассников и засылают их на пустынный остров. Каждому ученику
выдают оружие, от крышек помойных баков до автоматов; игра
заканчивается, когда в живых остается один. В этом утопающем в крови
истерически брутальном опусе Такеши Китано
сыграл учителя-неудачника, поставленного тираном-надзирателем над
подростковым пушечным мясом. В одной из сцен персонаж Китано наставляет
детишек: "Ланч во время линчевания полезен и незаменим". Неутомимый
70-летний Фукасаку называет свой фильм "выпускным подарком школьникам Японии" - The Village Voice
"Королевская битва" Кинджи Фукасаку
- кровавый бриллиант, зародившийся в вечнобурлящих водоворотах
бездонного океана манги, анимэ, поп-идолов-однодневок, ТВ-драм и
видеоигр фильм-убийца подростков, мутант-отрыжка Покемонов, "Выжившего"
и убийств в Колумбайн хай-скул - San Francisco Bay Guardian
Японские цензоры потребовали изъять из фильма следующие сцены:
- учитель (Такеши Китано) метким броском втыкает ножик в лоб ученицы;
- ошейник на шее ученика взрывается;
- из шеи ученицы, перерезанной серпом, вырываются потоки крови;
- тело умирающей ученицы разлетается на куски под массивным обстрелом из автомата;
- отубленная голова ученика с гранатой в зубах используется в качестве метательного снаряда.
Отказ Фукасаку
вырезать эти сцены привел к "награждению" фильма редким рейтингом R-15,
что означало массивный удар по прибыли, учитывая средний возраст
целевой аудитории. В ответ на что Фукасаку призвал молодежи изыскать в
себе ресурсы изобретательности и, так сказать, проверить себя на
вшивость: "Надеюсь, в вас достаточно смелости и смекалки, чтобы
проникнуть в кинотеатр" - San Francisco Bay Guardian
Думать о "Королевской битве" как о "просто фильме" -
анахронизм; на самом деле, это целая постмодернистская грибница -
роман, с которого все и началось, комикс, куклы-конструкторы в стиле
Lego, тишотки, пряжки для ремней, наручные часы, настольная игра,
телефонные карты и зажигалки в виде пистолетов. Кроме того, у всех
наиболее популярных персонажей есть собственные фэн-сайты, где можно
заполнять "пустые клеточки" непрописанной в романе и фильме предыстории
героев - San Francisco Bay Guardian
"Снимая этот фильм, я ставил себя на уровень моих актеров-пятнадцатилеток", - говорит Фукасаку.
"Мне было 15 в 45-м году. Война кончилась, Япония проиграла. Я говорил
своим актерам: война - несколько иная игра, чем те, к которым вы
привыкли. Это не стрелялка, где у тебя масса опций, и всегда можешь
перезагрузиться и начать по новой. Нет, тут надо почувствовать эту
"игру" на своей шкуре" - San Francisco Bay Guardian
"Королевская игра" - самый актуальный манифест самого молодого поколения Японии" - San Francisco Bay Guardian
"Чем больше насилия, тем лучше", - говорит Фукасаку. "Политики, поднимающие шумиху, просто ни хрена не понимают в кино" - Guardian Unlimited
|